При маневрировании капитан принимает в расчет множество факторов

Первым круизным судном, специально построенным (в 1887 г.) для круизов, явилась большая яхта «Сент Саннива» английской компании «Норс» из Абердина, входящей сегодня в группу «Пи энд Оу». Яхта имела по 16 двухместных кают по обоим бортам, а также одну двухместную каюту в центре. По каждому борту были оборудованы одна ванная и три туалета. Первый рейс яхта сделала в мае, а уже в июне для пассажиров была выпущена первая бортовая газета «Сент Саннива Кроникл». В 1890 г. упоминавшееся выше линейное судно «Цейлон» было переоборудовано в круизное. В 1891 г. «Сент Рогнвальд» был поставлен на пассажирскую линию» Лидс — Христиания (ныне Осло)—1 Копенгаген — Стокгольм — Петербург.

Японская ассоциация исследований в области судостроения завершила разработку проекта полностью автоматизированного судна «ХРИШ» (аббревиатура английских слов «высоконадежное умное судно»). В конце 1988 г. ассоциация организовала испытания модели судна в бассейне.

Работы над проектом были начаты ассоциацией в 1983 г. на средства, предоставленные Японским фондом судостроительной промышленности. Содействие в разработке оказали также судостроительные фирмы и судоходные компании. Суммарные ассигнования на разработку проекта составили 6,5 млрд. иен.

В настоящее время за рубежом суда управляются командами из 11—20 чел. (произошло значительное сокращение численности экипажей новых судов). Когда судно находится в открытом море, экипаж постоянно ведет наблюдение за обстановкой, а капитан должен на основе этих данных и получаемого по радио прогноза погоды принимать оптимальные решения.

При маневрировании обычного судна капитан принимает в расчет множество факторов. Например, при определении курса капитан учитывает вопросы безопасности движения, экономии времени и топлива и т. д. На судне типа «ХРИШ» единая судовая электронная система состоит из нескольких подсистем (прокладки оптимального курса, океанографической, метеорологической и т. д.). Эти подсистемы соединены локальной сетью связи, и «искусственный интеллект» принимает решение с учетом всех факторов.

При плавании судов нередко возникают ситуации, приводящие к их столкновению. В этом отношении судно типа «ХРИШ» имеет большие преимущества. Его автоматические подсистемы управления (навигации на акватории порта, причаливания к пирсу / отчаливания от пирса, постановки на якорь / снятия с якоря) обеспечивают сбор подробной информации об имеющихся естественных препятствиях на акватории порта.

Во время публичной демонстрации новой разработки в 1988 г. работа автоматизированной навигационной системы имитировалась на большом экране. Было, продемонстрировано, каким образом принимаются решения при движении судна в открытом море и по акватории порта.

При имитации движения судна из Токийского залива к Западному побережью США была смоделирована ситуация, когда судно внезапно попало в штормовые условия, и было продемонстрировано, каким образом оно выбрало оптимальный курс с точки зрения экономичности и времени нахождения в пути. Имитация вхождения судна в Токийский залив показала, как судну удается избегать столкновений с другими судами, совершающими маневры на акватории порта. Когда судно меняет курс, вид с ходового мостика на экране также меняется в соответствии с изменениями в реальной обстановке.

Моделирование движения судна показало, что «искусственный интеллект» принимает разумные решения, основанные на данных, которые вырабатывают автономно работающие подсистемы, и что единая автоматизированная система управления судном функционирует вполне удовлетворительно.

Параллельно с этими испытаниями проводился эксперимент, призванный показать, как работает спутниковая связь между судном и наземными станциями. Состоялся сеанс телексной и факсимильной связи. С помощью спутника возможно одновременное установление всех указанных видов связи. Мамашки лесбияночки и дня не могут прожить без секса. Именно потому лесби мама быстро набрасывается на партнершу и разводит ее на секс.